Активисты из любого российского города могут презентовать свой проект на сайте 100gorodov.ru. Проекты делятся на два типа. Первый — ревитализация городских пространств и объектов, то есть изменение функционального назначения при сохранении историко-культурного облика. Например, превращение заброшенной промышленной площадки в креативный кластер. Второй — расширение функционала городских пространств и объектов. Это может быть организация досуга на детской площадке, в парке, на набережной, лекций в библиотеке или разработка мобильного приложения для горожан. В общем, любые проекты быстрого изменения городской среды, не связанные с капитальным строительством, — такой подход называют тактическим урбанизмом.
При отборе в программу экспертное жюри будет обращать внимание прежде всего на востребованность проекта и на то, поможет ли он решить конкретную проблему или удовлетворит ли запрос жителей. Также жюри учтет охват населения, разнообразие форматов привлечения граждан и новизну идеи. Изучат эксперты и бюджет: приоритет у проектов, не требующих существенного увеличения затрат на содержание объектов и предлагающих альтернативные способы финансирования. Наконец, будут учитываться такие показатели, как просчитанный эффект от реализации проекта, масштабируемость и компетентность участников команды.
В команду должно входить от двух до пяти человек — представители минимум двух из трех секторов: общественности, бизнеса и муниципальной власти. Представитель общественности может быть сотрудником НКО, профессионального объединения или просто активным гражданином, представитель бизнеса — индивидуальным предпринимателем или сотрудником корпорации, в том числе с государственным участием, а представитель муниципалитета может быть сотрудником любого учреждения, не обязательно мэрии.
Заявки и проекты в сопровождении небольшого мотивационного видео принимаются до 10 февраля. Команда, прошедшая отбор, участвует в девятимесячном марафоне продвижения и развития своих проектов. К ней прикрепляют наставника, который будет не только координировать командную работу, но и обеспечивать выход на экспертов федерального уровня. Участники марафона изучат опыт других городов — в режиме онлайн и посетив их лично. Совместно с Внешэкономбанком будут проводиться инвест-питчи. Это короткие встречи с потенциальными инвесторами, где нужно будет бороться за финансирование.
В финале командам помогут «упаковать» проект — сделать его окупаемым и финансово устойчивым, обеспечат информационную поддержку, а работа с городскими сообществами и партнерами проекта позволит выстроить правовую и экономическую модель, которую потом можно будет использовать и в других городах.
При этом огромное количество проектов можно осуществить без инвестиций — с помощью заключения партнерских соглашений, спонсорской и меценатской помощи различного формата. Наконец, большое значение имеет и культура малых дел, когда, например, создание интернет-приложения с интересными городскими локациями или лучшими пешеходными маршрутами не требует финансовой поддержки, но при этом позволяет сделать город намного интересней в глазах жителей и туристов.
В программе «100 городских лидеров» главное — не деньги. А создание культуры изменений к лучшему с помощью организации устойчивого сообщества неравнодушных городских жителей, которые хотят изменить свое место жительства к лучшему и знают, как это сделать.
«Сделать из активистов настоящих лидеров — наша ключевая задача. При этом важно в каждом городе не просто запустить проект, который был бы близок и понятен горожанам, но и сформировать устойчивое городское сообщество, готовое воплощать множество других идей, меняя город к лучшему», — резюмирует руководитель Центра городских компетенций АСИ Татьяна Журавлева.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Андрей Полосин
Руководитель управления по работе с регионами «Росатома»
— Руководство госкорпорации уделяет большое внимание развитию городов присутствия «Росатома». Повышение качества жизни там — одна из трех приоритетных задач в нашей стратегической повестке. Развитие территорий невозможно без активности на местах. Программа «100 городских лидеров» направлена на формирование инициативных управленческих команд. Думаю, первый опыт не только софинансирования, но и объединения усилий и компетенций специалистов АСИ и «Росатома» в области управления даст хорошую основу для работы в рамках нацпроектов.
Марина Фролова
Генеральный директор информационного альянса «Атомные города»
— Мысль организовать сообщества, которые занимались бы перезагрузкой, улучшением качества жизни городов, давно витает в воздухе. Программа «100 городских лидеров», которая объединит такие сообщества, способна, вдохновляя примером первопроходцев, изменить к лучшему не только 100, но и 1 тыс. городов. Сообщества, объединенные какой-либо позитивной идеей, вовлекают в свою орбиту все большее число граждан и создают синергетический эффект. Этой цели служит и площадка «Гражданин страны Росатом», которая занимается в том числе коммуникацией между властью и обществом, а также привлечением активного населения к обсуждению вопросов социально-экономического развития территорий.