Как общественники могут влиять на распределение бюджета

  • 0
  • 100
Как общественники могут влиять на распределение бюджета

Активная часть населения не просто желает знать, куда и как направляются бюджетные деньги, но и участвовать в этом процессе. Об этом наш корреспондент Ольга Пламадилова расспросила Юрия Манчевского, исполнительного директора Ассоциации «Совет муниципальных образований».

Юрий Тимофеевич, эффективность использования бюджетных средств во многом определяется правильностью выбора приоритетных направлений развития региона и муниципалитетов. Участвует ли общественность в этом процессе?

- Прежде всего, необходима последовательность действий в достижении поставленных целей в тесной увязке со Стратегией социально-экономического развития региона в целом и муниципальных образований в отдельности. В этом плане положительно себя зарекомендовал метод программно-целевого бюджетирования, суть которого заключается в том, что основная часть бюджета распределяется на реализацию программ, которые сформированы с учетом наболевших проблем, другими словами, приоритетных направлений развития. Как правило, эти программы детально прорабатываются с общественностью, проходят публичные слушания и в конечном итоге утверждаются депутатами, представителями народа.

По итогам 2016 года программно-целевой метод бюджетирования в городских округах составил 97,1%; в муниципальных районах – 95,0%, а в среднем по муниципальным образованиям автономного округа – 96,0%.

Лидером среди муниципалитетов второй год подряд является город Ханты-Мансийск, где доля расходов бюджета, формируемых на основе муниципальных программ, составляет 99,0%.

Доля расходов окружного бюджета, формируемых на основе региональных программ, - 98,9%.

Надо отметить, что этот метод касается распределения всего бюджета того или иного уровня, а не какой-то его части.

У определенной части населения бытует мнение, что в Югре, в муниципальных образованиях, федеральном бюджете достаточно средств на всё, и если кому-то на что-то не хватает, то это из-за неправильного их распределения. Каково Ваше мнение?

- Чтобы не было досужих слухов, всем нам необходимо активно проводить работу по повышению финансовой грамотности населения и объяснять, что не так все просто, в том числе в рамках реализации принципа «Народного бюджета», активно применяемого в муниципальных образованиях.

Времена меняются, а сейчас особенно. В зарубежной практике и у нас в России развивается такая форма, как «Инициативное бюджетирование». Она предполагает расширение рамок участия граждан муниципальных образований в бюджетном процессе. И не просто участия, а возможности привлечения собственных средств, средств предпринимателей, общественных организаций, спонсоров на реализацию не слишком ёмких проектов, но важных и необходимых для населения.

Основной целью инициативного бюджетирования является активное участие жителей в определении приоритетов расходования средств местных бюджетов, и поддержка инициатив граждан в решении вопросов местного значения. В связи с этим необходимо повышение эффективности бюджетных процессов, повышение открытости деятельности органов местного самоуправления, их взаимодействие с населением. Когда решены эти задачи, результатом станет выбор гражданами приоритетных проектов и решение наиболее острых проблем поселений. Кроме того, появится дополнительный ресурс решения вопросов местного значения, а также экономия бюджетных средств за счет удешевления стоимости объектов, благодаря участию граждан в подготовке проектной документации и реализации проектов.

Обсуждались ли новые подходы эффективности бюджетного процесса с жителями Югры?

- Вопросы перспективности новых инструментов бюджетирования обсуждались членами ассоциации «Совет муниципальных образований ХМАО-Югры» в рамках опросов общероссийского Конгресса муниципальных образований.  Было отмечено, что в соответствии с действующим законодательством все заинтересованные граждане могут участвовать в муниципальном бюджетном процессе не только в рамках публичных слушаний по проекту местного бюджета и отчету об исполнении местного бюджета, но и в иных формах, предусмотренных законом.

К таким формам относятся опросы и обращения граждан, правотворческая инициатива, территориальное общественное самоуправление, участие в деятельности коллегиальных органов - комиссий, рабочих групп, общественных советов. Все эти формы являются лишь элементами инициативного бюджетирования.

Инициативное бюджетирование должно осуществляться в формах, где жители территорий принимают прямое, непосредственное участие в определении приоритетных проблем местного значения, а также в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств; в распределении части бюджетных средств. Граждане могут участвовать в софинансировании проектов и инициатив, в том числе через механизм самообложения, который активно применяется в Республике Татарстан, Пермском крае. Жители активно участвуют и в общественном контроле  реализации проектов и инициатив.

Источниками финансирования инициативного бюджетирования должны быть денежные средства бюджета региона, местного бюджета, населения муниципального образования, предпринимателей и юридических лиц.

Когда применяется инициативное бюджетирование?

- По мнению глав муниципальных образований, инициативное бюджетирование может применяться при реализации мероприятий муниципальных программ по формированию современной городской среды - благоустройстве дворовых территорий, мест отдыха и детских площадок, спортивных объектов, освещения, озеленения и других. Также ряд глав к типологии проектов отнесли места захоронения, объекты пожарной безопасности, культурного наследия, дороги и тротуары.

При этом  участие населения в инициировании, реализации и контроле должно обеспечить выдвижение действительно приоритетных для финансирования проектов, а также прозрачность бюджетных решений, экономию бюджетных средств, пристальный контроль за подрядчиками, бережную эксплуатацию созданных объектов, ощущение сопричастности к судьбам своих городов и поселений.

Что мешает внедрению инициативного бюджетирования?

- На сегодняшний день внедрению инициативного бюджетирования   не хватает нормативно-правовой базы, регулирующей весь этот процесс. Например, нет ясности, в каких сферах деятельности при реализации муниципальных программ должно быть применено инициативное бюджетирование. Не определен  объем выделяемых субсидий из окружного бюджета на эти цели и методика их распределения. Какова доля софинансирования местных бюджетов и доля средств привлеченных,  максимальная стоимость предполагаемых проектов?

Необходимо также уточнить сроки реализации проектов, порядок проведения конкурсного отбора, критерии. Скорее всего, необходим закон «О реализации проектов инициативного бюджетирования в Югре».

Еще хотел обратить внимание на информационное сопровождение внедрения инициативного бюджетирования. Этому вопросу должно быть уделено особое внимание. Для этих целей необходимо привлечение ТОСов (территориальное общественное самоуправление), управляющих компаний  через собрания собственников многоквартирных домов, изучение мнения граждан об их участии в этом процессе. Использовать и другие формы работы.


Распечатать текст
Комментарии
Добавить комментарий
  • Записи не найдены
Добавить комментарий
Вы успешно отправили комментарий, после проверки модератором он появится на сайте.
3.151493444051
Актуально
Ближайшее событие
В центре внимания
Создаем сайты НКО

Подать заявку

  • Портал «Открытый регион - Югра» принимает предложения от жителей Портал «Открытый регион - Югра» принимает предложения от жителей
    Новый окружной интернет-портал «Открытый регион - Югра» принимает предложения югорчан. Для этого достаточно авторизоваться в системе, указав номер мобильного телефона. Кроме того, здесь можно задать вопрос. Компетентный ответ от органов власти на сообщение поступит в 10-дневный срок с публикацией в открытом доступе.

    АУ ОТРК «Югра» (Автор: Юлия Сурова)


Вход
Восстановить пароль
Восстановление пароля
Пользователь не зарегистрирован в базе
Новый пароль выслан на электронную почту
Регистрация
Техническая поддержка
Вы успешно подписались на новости!