Общественно значимые акты не будут принимать без заключения общественных советов

  • 0
  • 4732
Общественно значимые акты не будут принимать без заключения общественных советов

Законопроекты и нормативно-правовые акты (НПА), имеющие большое общественное значение, не должны вноситься в Правительство и Минюст, а также приниматься Госдумой без заключения общественного совета при ведомстве, которое разработало этот документ. В противном случае ведомство должно публично объяснить причины отсутствия соответствующего заключения. Общественные советы при этом нужно освободить от рассмотрения документов технического характера — они должны получить возможность самостоятельно определять, какие НПА заслуживают большего внимания. Обсуждение изменений, которые необходимо внести для этого в нормативно-правовую базу, прошло 17 августа на площадке Общественной палаты РФ по инициативе министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова. В нём приняли участие члены Общественной палаты и Экспертного совета при Правительстве РФ, представители министерств и ведомств, а также действующих при них общественных советов.

Участие общественности в рассмотрении общественно значимых нормативно-правовых актов уже предусмотрено действующим российским законодательством, однако эти нормы либо игнорируются, либо требуют создания дополнительных механизмов для их применения. Перечень нормативных актов, подлежащих обязательному рассмотрению общественными советами, содержится в Постановлении Правительства № 877 от 2012 года. Сейчас через общественные советы должны проходить все документы, входящие в план законопроектной деятельности Правительства, а также госпрограммы, ФЦП, документы, разработанные на основе петиций, набравших 100 тыс. голосов на портале «Российская общественная инициатива», и ряд других нормативных актов. По поручению Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства Минэкономразвития разработало проект изменений в постановление, которые предоставят общественным советам возможность самим определять, какие из разрабатываемых ФОИВами документов являются наиболее общественно значимыми.

"Мы стараемся сделать так, чтобы общественные советы из декоративных органов превратились в полноценные, действующие экспертные площадки, помогающие министерствам выполнять поставленные перед ними задачи. Нормативная основа этого процесса формируется. Поэтому неудивительно, что Постановление Правительства №877 требует правки и приведения в соответствие с реалиями сегодняшнего дня. Но нужно понимать, что это постановление не для советов, а для министерств. Это перечень НПА, которые не могут быть приняты ими без предварительного обсуждения", — отметила член Общественной палаты Лидия Михеева.

Министр РФ Михаил Абызов напомнил, что под эгидой Открытого правительства и Общественной палаты сейчас идёт «перезагрузка» общественных советов при министерствах и ведомствах, которая позволит сделать их работу более эффективной и прозрачной. Важно, чтобы повестка работы общественного совета была созвучна тем вызовам, которые стоят перед исполнительной властью и обществом, отметил он. В ней должны находить отражение приоритеты простых граждан. Это вопросы законодательной и правовой деятельности органов исполнительной власти, работа с программными документами, государственными программами, целевыми программами и общественно значимыми вопросами.

За 4 года, которые прошли с момента принятия Постановления Правительства №877, оно так и не заработало в полной мере, констатировал Михаил Абызов. Механизм, который тогда был разработан, сегодня, по его словам, требует серьёзной доработки.

"Это постановление не определяет, чем должен заниматься общественный совет. Оно определяет тот круг вопросов, по которым органы исполнительной власти не могут принимать решение без соответствующего рассмотрения общественным советом. Я не помню за это время ни одного примера, когда по причине отсутствия заключения соответствующего общественного совета НПА был бы возвращён из Правительства или из Минюста. Более того, обзор, который сделал Экспертный совет, показал, что в более чем 50% случаев такие заключения не предоставляются по причине отсутствия реального обсуждения на общественных советах. За прошлый год Правительство приняло около 30 тысяч нормативно-правовых актов. Очевидно, что этот поток, даже если его ограничить актами, которые входят в план законотворческой деятельности Правительства, невозможно качественно рассмотреть на заседаниях общественного совета. Это превращается либо в спам, либо в обсуждение "для галочки", которое в 80% случаев проходит в заочном режиме", — отметил Михаил Абызов.

Система формирования повестки общественных советов, по мнению министра, должна быть более гибкой. С одной стороны, необходимо определить минимальный перечень приоритетных актов, с другой — совет в любой момент времени должен иметь возможность выйти за круг очерченных вопросов. Министерствам и ведомствам необходимо предложить удобную технологичную систему работы, при которой общественный совет перестанет быть для них площадкой для «ненужного беспокойства», а станет интегратором общественного мнения, который добавляет новое качество разрабатываемым документам, получает обратную связь от референтных групп, подчеркнул министр.

Участники обсуждения высказали свои предложения относительно того, какие НПА должны быть в центре внимания общественных советов. Так, член Общественной палаты Иосиф Дискин, входящий в состав общественных советов при Минэкономразвития и Минпромторге, предложил включить в перечень НПА, обязательных к рассмотрению общественными советами, приоритетные проекты, которые будут реализовываться в рамках Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Михаил Абызов, входящий в состав президиума этого совета, предложение поддержал.

"Очевидно, что там будут вопросы и нормативно-правового, и законодательного характера, и программного характера. Они на то и приоритетные, что они общественно значимые. С этой точки зрения надо проговорить порядок обсуждения таких проектов с проектным офисом, который занимается в Правительстве этими вопросами. Я это сделаю в ближайшие дни, потому что на заседании Правительства на следующей неделе предполагается принять положение о проектной деятельности, где будут описаны все этапы работы соответствующих механизмов и инструментов", — сказал министр.

Иосиф Дискин также предложил в обязательном порядке проводить оценку регулирующего воздействия по тем документам, которые общественный совет рассматривает в качестве общественно значимых.

"Это даст возможность распространить такую оценку на социальную сферу, где, к сожалению, она не применяется, но необходима в первую очередь. Эта новелла поменяет социальную ответственность Правительства", — уверен он.

Кроме того, член Общественной палаты выступил за введение персональной ответственности для секретаря общественного совета за уклонение от рассмотрения важных НПА. Нужно подумать, какая это будет ответственность — дисциплинарная или административная, добавил Михаил Абызов, согласившись с этой инициативой.

Общественный совет при Минтруда старается рассматривать наиболее резонансные и важные для общества НПА, отметила председатель совета, член Экспертного совета при Правительстве Елена Тополева-Солдунова.

Часть актов выносилась на обсуждение самими членами общественного совета, потому что они в силу своих компетенций считали важным тот или иной нормативный акт. Либо это было продиктовано общественным резонансом, который мы фиксируем в связи с уже начавшимся обсуждением в обществе проекта нормативно-правового акта. Общественный совет не только вправе, но и должен принимать такие решения», — сказала она.

Огромное количество НПА Минпромторга также разработано рабочими группами и комиссиями при общественном совете, отметил председатель совета Антон Данилов-Данильян. Чем шире круг возможных вопросов для рассмотрения общественным советом, тем лучше, сковывать инициативу членов совета нельзя, уверен он.

Участники дискуссии также обсудили возможности контроля рассмотрения общественным советом общественно значимых актов. По мнению члена Экспертного совета при Правительстве РФ Александра Брагина, задача общественного совета в этом плане должна состоять в том, чтобы по итогам года отчитаться о количестве НПА, признанных общественно значимыми, количестве рассмотренных НПА из их числа, а также о количестве учтённых и неучтённых заключений по ним.

"Необходимо на те заключения, которые будут по итогам обсуждения на общественном совете готовиться, представлять позицию министерств и ведомств. И делать это надо публично, с размещением в открытом доступе", — считает Михаил Абызов.

Прозвучавшие в ходе обсуждения замечания и предложения будут обобщены и проанализированы Общественной палатой в кратчайшие сроки, а итоговая позиция будет направлена в Экспертный совет при Правительстве.

Открытое правительство


Распечатать текст
Комментарии
Добавить комментарий
  • Записи не найдены
Добавить комментарий
Вы успешно отправили комментарий, после проверки модератором он появится на сайте.
Актуально
Ближайшее событие
В центре внимания
Создаем сайты НКО

Подать заявку

Вход
Восстановить пароль
Восстановление пароля
Пользователь не зарегистрирован в базе
Новый пароль выслан на электронную почту
Регистрация
Обратная связь
Вы успешно подписались на новости!