Сергей Филатов: «Когда в Сургуте завершат программу по кастрации слепых?»

  • 0
  • 5173
Сергей Филатов: «Когда в Сургуте завершат программу по кастрации слепых?»

На пешеходной зоне проспекта Комсомольского корреспондент «Нового Города» обнаружил один из казусов реализации программы «Доступная среда». Там, на расстоянии десяти метров друг от друга, по волшебному стечению обстоятельств положили несколько диагональных тактильных плиток. Какую функцию они выполняют, остается загадкой. Со стороны это больше всего похоже на издевательство над слабовидящими, которым такая плитка вообще-то должна помогать передвигаться, а не уводить в сторону газона.

Корреспондент «Нового Города» встретился с руководителем региональной общественной организации инвалидов по зрению «Тифлопуть» Сергеем Филатовым, чтобы узнать, с какими еще проблемами сталкиваются слабовидящие люди.

— Пару недель назад министр труда и социальной защиты Российской Федерации Максим Топилин высказал претензии нашему региону: выяснилось, что ХМАО не соответствует требованиям доступности для инвалидов. Это касается, в том числе, и официального сайта администрации Сургута, который не в полной мере подходит для пользования им инвалидов по зрению. То есть мы программу не выполняем, хотя в нее вкладывают большие деньги.

— С какими проблемами вы сталкиваетесь, когда выходите за порог дома?

— Например, когда еду на автобусе, то никогда не пользуюсь остановкой у кинотеатра «Аврора», так как она очень длинная, и никогда не знаешь, куда именно подойдет твой автобус.

Когда на улице метель или дождь, то можешь не расслышать приближение транспорта. Ты ждешь автобус полчаса на лютом морозе, а он проходит мимо тебя, и рядом никого нет, чтобы подсказать. У меня в такие моменты много нелестных слов вертится в голове.

— Я слышала, что сейчас запустили несколько автобусов, которые, приближаясь к остановке, объявляют свой номер.

— Да, это маршруты № 11 и № 19, у них динамики расположены снаружи. Но буквально вчера стояли на остановке вместе с супругой, и она говорит: «Вон, идет 19-й». Автобус подходит — и ничего. Потому что водитель включил запись за 30 метров до остановочного комплекса. Конечно, бывает, что все проходит гладко, но не всегда.

— А что касается тротуарного покрытия, тактильных плит? Насколько сложно вам даются прогулки?

— По городу передвигаюсь пешком. Могу за час-полтора пройти от городской библиотеки на улице Бажова до КСК «Геолог». 25-й микрорайон очень неудобен для ходьбы. Проезжую часть там сейчас немного подшаманили, но остается много дыр и луж на тротуарах. Иной раз дорога так разбита, что на ней, может, и лежит тактильная плитка, а ты ее даже не чувствуешь. Как ходить — непонятно. Ориентируюсь по бордюрам и газонам. В ход идет и звук, и запах, и покрытие под ногами. Любые ориентиры. Хуже всего в межсезонье, когда снег тает: пока его не уберут с тротуаров, непонятно, где пешеходная зона, а где — газон. Еще одна проблема — это посторонние объекты, которые встречаются на пути.

— Не ориентиры, по которым вы двигаетесь?

— Нет, это другое. Недалеко от улицы Островского есть столб, который стоит прямо на стыке тротуара и газона. В сторону пешеходной зоны на уровне плеч у этого столба выступает острый уголок. Я не раз натыкался на него, однажды порвал куртку. Но, слава богу, сейчас хотя бы убрали телефонные аппараты на краю тротуаров. Трость их не нащупывала, но лицо…

А если идти мимо пенсионного фонда, прямо посреди тротуара натыкаешься на фонарный столб. Да, у нас очень интересные вещи в городе встречаются.

Я уже не раз задавал вопрос администрации: когда в Сургуте завершат программу по кастрации слепых?

— Что вы имеете в виду под этими словами?

— Столбики на пешеходных переходах, которые постоянно появляются в разных местах. Ты идешь себе спокойно, а этот столбик как раз на уровне паха. Ощущения не из приятных.

— И правда. Но расскажите о системе «Говорящий город». Насколько она действенна?

— Это система подразумевает чипирование транспорта и объектов социальной инфраструктры. Инвалиду любой категории выдается трекер: например, браслет. И когда он попадает в зону действия динамика, трекер подает сигнал, и человек может выбрать, к примеру: «Да, мне нужно зайти в аптеку». Над аптекой срабатывает маячок, и до нее становится легче добраться. То же самое с общественным транспортом.

— Звучит так, будто система очень удобна и действительно может помочь.

— Да, однако департамент городского хозяйства посчитал, что за это им нужно будет заплатить целых семь миллионов рублей. Тогда они предложили мне выбить деньги из окружного бюджета. Но, предположим, они установят эту систему в Сургуте, хорошо. Однако кто выдаст инвалидам сами трекеры? Можно будет либо купить их самим за 15 000 рублей за штуку, либо вступить в организацию, которая получит тендер на эти трекеры.

— Организация инвалидов по зрению?

— Хорошо бы. Но что, если это будет какое-нибудь ЛГБТ-сообщество, с которым мне вообще не по пути? Почему я должен вступать в какую-то «Голубую устрицу», чтобы получить возможность нормально передвигаться по городу, несмотря на слепоту? С технической стороны, программа «Говорящий город» очень хороша, но с организационной — появляется много вопросов.

— К кому вы обращаетесь с такими проблемами?

— Уже ни к кому. Было время, когда я писал в департамент городского хозяйства, но мои письма, пройдя всю положенную процедуру, зарегистрированные и даже получившие номер, не получают никакого ответа. Тишина. И тогда я отправляю запросы уже на округ. На эту тему был разговор: мне пожаловались, что не стоит сразу выносить такие вопросы на региональный уровень. Но если в администрации не реагируют — это их проблемы. Ведь до смешного: в сургутской администрации сделали подъемник для инвалидных колясок. Мы со Станиславом Кононенко (он член общественной палаты Югры, председатель совета по делам инвалидов, колясочник) приехали туда, и что вы думаете? Пятеро сотрудников администрации подняли Кононенко на руках, потому что никто не знал, как этим подъемником пользоваться! Вот и получается, что у нас выделяют кучу денег на программу «Доступная среда», а в итоге мы имеем очень некачественную реализацию не только для слабовидящих, а вообще для всех категорий инвалидов.

Мнение

Валентина Гогина, член физкультурно-спортивного клуба инвалидов «Мечта»:

Раньше я жила в 25-м микрорайоне, теперь мне приходится ездить сюда на тренировки. Проблем не возникает: ноги знают дорогу, поэтому я редко использую трость. Могу с легкостью пройти от улицы Озерной до поликлиники и до парка «За Саймой». Однако шаг вправо, шаг влево — и я теряюсь. Поэтому вынуждена ходить по тем дорогам, которые знаю. Сейчас стало намного удобнее, чем раньше: появились звуковые светофоры — красота! Тактильные плиты очень удобны, в микрорайоне Строителей они есть на трех пешеходных переходах. Хотя зимой они не помогают, потому что скрыты под снегом. Я езжу на тех автобусах, в которых озвучиваются остановки, в остальных случаях у кого-нибудь спрашиваю. Говорят, что уже появились автобусы, которые при подходе к остановке озвучивает свой номер, но я еще ни разу такого не встречала.

С 2008 года в России началась реализация государственной программы «Доступная среда». Ее цель — помочь людям с инвалидностью максимально удобно и самостоятельно передвигаться по улицам, пользоваться общественным транспортом и посещать общественные места. В программу входит развитие инфраструктуры: создание звуковых сигналов светофоров, оснащение автобусов внешними динамиками, установка тактильных плит, пандусов и специальных подъемников для инвалидных колясок.


Распечатать текст
Комментарии
Добавить комментарий
  • Записи не найдены
Добавить комментарий
Вы успешно отправили комментарий, после проверки модератором он появится на сайте.
Вход
Восстановить пароль
Восстановление пароля
Пользователь не зарегистрирован в базе
Новый пароль выслан на электронную почту
Регистрация
Обратная связь
Вы успешно подписались на новости!