"Саурэй Пэ - святилище ненцев"

  • Номинация: Хранители традиций
  • Автор: Яунгад Хабэча Хываревич Хабэча Хываревич

О святых местах ненцев под открытым небом, в горах Урала".

Гаврил Алексеевич Лаптандер, заведующий отделом  по охране памятников истории и культуры МБУК Приуральский район «РМК» явно куда-то спешил.  Увидев меня, он остановился и сказал:

- Ты в списке пассажиров, кто едет со мной в район – святых гор ненцев на Полярном Урале на Саурей пэ, Ябта пэ, Хэхэ пэ, Хада пэ, Яля пя седа. Сегодня погода способствует нам. Сейчас дождёмся группу учёных из  Санкт      – Петербурга, Тюмени, Тобольска  и полетим к нашим храмам под открытым небом.

Вертолёт легко оторвался от бетонной площадки и взял курс на Полярный Урал. Скоротечно промелькнули  могучая  река Обь, железная дорога Обская-Бованенково. Над облаками  появилась остроконечная макушка Саурей-Пэ покрытая нетающим снегом. Приземлившись на стойбище оленеводов, я почувствовал твердь святой земли. Отдалённые горные отроги  искрились белизной. Солнечные зайчики играли на скалах. Чистый  воздух  наполнил мои лёгкие. Я распростёр руки. Мой попутчик тихо дотронулся до меня и предупредил:

- Здесь, как и в православном храме, кричать нельзя.

И закралась во мне мысль, что Гаврил Алексеевич может поведать о святых местах, а я расскажу читателям о его трудовой деятельности на этом поприще.

Он родился в горах Полярного Урала в 1962 году, у подножья священной горы Саурей-Пэ, откуда берёт своё начало река Пэдарата, поросшая по берегам лиственным лесом.  В русско-язычной транскрипции звучит, как Байдарата. Человек, который наносил название реки на карту, видимо ошибся и написал неправильно название реки. Так на карте появилось словосочетание вместо Пэдарата, Байдарата.

Родоначальником горцев - Лаптандеров считается Таювома. В предгорьях Полярного Урала и его окрестностей он имел большой авторитет. Одновременно следил за Саурей-Пэ. Каждый год ненцы привозили к святыне подарки и проводили национальные обряды.

Так продолжалось до ноября 1917 года. Не ждано, негадано на Полярный Урал пришли коммунисты со своей идеологией, круглой печатью и угловым штампом. Отобрали у именитых горцев оленей и организовали колхозы имени  «Сталина» и «Няръяна Нгэрм». Спустя ещё несколько десятков лет из этих двух колхозов образовали совхоз «Байдарацкий». Родители Гаврила вначале работали в колхлзе, а потом стали трудиться пастухами в этом новом оленеводческом хозяйстве до пенсии.

Первых русских людей Гаврил увидел в пятилетнем возрасте. Однажды к ним в чум вошла женщина с голубыми глазами и русыми волосами. Она заговорила на ненецком языке:

- Я буду учить вас русскому языку.

Эта затея Советской власти пришлась по душе детворе. С удовольствием   выводили карандашами буквы и цифры. Старики, мужчины, женщины с неохотой открывали буквари. Дел, кроме учебы, хватало на всех. Светлая женщина иногда уходила в соседний чум, а потом снова возвращалась обратно. Гаврил к школе сносно читал по-русски.

Бригада, в которой работали родители осенью по тонкому льду переправлялась через Обскую губу. Зимой оленей пасли  на сочных ягельниках реки Танабци и Харвоты, притоки реки Полуй.

В детстве родители часто его оставляли на стойбище у деда в горах Полярного Урала, где паслись и частные олени. Гаврил к  шести  годам самостоятельно окарауливал весной отдаленных транспортных оленей во время весеннего отёла маточного поголовья. Он имел свой аркан, пояс с ножнами, нарту, собаку и предового быка.   Дед Тимофей внушал внуку азы традиционной веры. А когда малыш переходил в очередной класс, учителя объясняли ему, что бога нет. А дед не унимался:

- Гаврил, вот у нас есть Саурей-Пэ, Хада пэ и дркгие священные места. Мы все верим им, также как и наши предки с давних пор. Он и нам ничего плохого не делает, а наоборот помогали и помогают и, наверное, будут помогать, если будем соблюдать наши традиции.

Как бы не переборщить, дед Тимофей с опаской глядя на внука, рассказывал о традиционной жизни ненцев. Гаврил взрослел на этих нравоучениях.  А Лаптандер Петка расширял духовный всеобуч взрослеющего парня. Когда ранней весной пригонял в стойбище оленей на летнюю пастьбу до осени.

- Не забывайте, ненцы, Великого Нума! Он дал нам оленей Илебямпэртя!  Наши чумы вечно будут стоять у подножья Саурэй Пэ. Верьте ему!

Как тут разобраться растущему Гаврилу? Но к восьмому классу он начал понимать, что у каждого народа есть своя вера. Только у ненцев храмы находятся под открытым небом, по мере необходимости они посещают их. Набожным человеком Гаврил не стал, но решил работать ветеринаром,  а в последующее перейти всецело в охрану объектов культурного наследия района и ездить по тундре по родным местам, и по необходимости посещать святые места предков.

После окончания Салехардского зоотехникума Гаврил Лаптандер приехал в  родной Приуральский район и стал трудиться по специальности. Но культура народа тянула к себе. Нет, да  заедет в какое-нибудь святилище. Разузнает, про историческую информацию объекта, когда и как посещают его и за каким родом закреплено святое место, закреплён ли под охрану государства..

После перестройки начали приезжать всевозможные туристы, учёные, журналисты, артисты. Гаврил Алексеевич всегда разъяснял гостям жизнь кочующего народа и о их традиционной вере. На различных научно-практических конференциях он утверждал:

- Учёные неправильно трактуют идолопоклонство. Идолы поставлены для того, чтобы доказывать, что земля имеет хозяина. Они не для поклонения, а для охраны, оленьих ягельных пастбищ, мест охотничьих территорий на зверей и птиц, а также рыбных и нерестовых угодий. Ненцы без надобности не истребляли пригодные запасы и не нарушали экологию.

Вообще, ненцы верят в галактику. Там их боги – солнце, луна. Наиболее яркие звёзды, созвездия имеют свои названия. Неспроста чум имеет конусообразное строение, через верхнее отверстие приходит энергетическая сила.

На одной научно- практической конференции Гаврил Алексеевич сделал доклад на тему «Сохранение языка, культуры и культовых мест коренных малочисленных народов Ямала». Он сказал, что на бумаге невозможно сохранить язык и культуру и привёл пример. В далёкой Се-яхе, Ямальского района живёт 80-летний Омдю Палевич Окотэтто, уважаемый человек Он с двумя сыновьями, преодолев 800 километров прибыл  на святилище Хада-Пэ. Почему? Только потому, чтобы весь его род не забывал родной язык, культуру, приумножалось  стадо оленей. Его старший сын Хуко Омдювич уже несколько лет руководит одной  из семейно-родовых бригад совхоза «Ямальский» И его дети тоже оленеводы. Опять напрашивается вопрос «почему?». У них своя вера, язык и культура.       

В 70-ые годы прошлого столетия геологи разрушили святилище Янганя-Пэ на Полярном Урале. Там  нашли мрамор  и решили добывать его. Гаврил Алексеевич  собрал наиболее известных людей тундры в защиту святилища и провели референдум на месте проживания корчевников. Приехали  в назначенный день ненцы-горцы с окрестных мест на встречу с администрацией и добывающей компанией. После совещания подозвал Гаврила Алексеевича к себе пожилой ненец из тундры, Лаптандер Петка и говорит:

- Скажи их начальнику, что мне нужно четыре кирпича из фундамента храма в Салехарде, для подпорки под мою печку. Пусть они мне привезут.

Начальник экспедиции внимательно посмотрел на старца и сказал:

- Я вас понял. Уже поздно. Документы по разработке мраморного месторождения подписаны в Москве,  без участия  коренных народов Ямала. Выслушав мнение тундровиков, проголосовали за разработку горного массива.

Прошло с тех пор несколько десятков лет.  Святилище Янганя-Пэ  снова напомнил о себе. По России начали восстанавливать разрушенные храмы и  церкви. Янганя  Пэ, как одно из древнейших святилищ, тоже подлежит восстановлению и реставрации. Сейчас Гаврил Алексеевич с Андреем Сергеевичем Харючи,  председателем Приуральского отделения  ассоциации «Ямал-потомкам!»  поднимают вопрос и подготавливают   документы по восстановлению  и почитанию святилища Янганя Пэ.

По древним приданиям у горного массива есть историческая легенда. Когда ненцы при необходимости камлали на национальном бубне, его звук слышали далеко за рекой Пэдарата, на сопке Тёреналова. Наверное, за счет карстовых пещер на горе издавался необыкновенный свист и вой ветра. Вообще Янгана Пэ подлежит охране, как национальное достояние этнокультуры, палентологии и археологии Приуралья.

Представители коренных народов наших двух автономных округов ЯНАО и ХМАО в прошлом году  восстановили и нанесли на карту  святилище  Нум-то. В лице других людей показали себя духовно   объединёнными и традиционно богатыми людьми.

Благодаря стараниям Гаврила Алексеевича Лаптандера  в Приуральском районе официально зарегистрировано более  24 святилищ. Этим летом по всему округу проводились этнокультурные экспертизы. Институт проблем освоения Севера внёс под охрану государства 7  святых мест, находящиеся в в Приуральском районе.   На  очереди национальные  кладбища. Сейчас по тундре ездит много всякой техники. Водители зимой проезжают через них и ломают захоронения. А около посёлков такие же строения никто не трогает. Закон карает за вандализм.

Отношение к религии каждый человек получает с молоком матери. В большинстве случаев люди придерживаются своих святынь. А выбор другой духовной веры приходит со временем и с возрастом.

В связи с этим можно сказать, что у многих кочующих тундровиков в священных нартах находится лик Николая  Чудотворца, покровителя странствующих и путешественников, на ряду семи священными богами своего народа. В особо торжественные моменты  тундровики достают  его портрет  и окропляют уста оленьей кровью для того, чтобы каждый человек мог свободно ходить по земле и верить в своего покровителя

Хабэча Яунгад


Распечатать текст
Информация о конкурсе

Конкурс "Мыслящие люди" проводится среди редакций СМИ на языках обско-угорских народов, действующих на территории автономного округа, зарегистрированных в установленном порядке СМИ, а также их штатных сотрудников и внештатных авторов и корреспондентов.

Положение о конкурсе (PDF)

Актуально
Ближайшее событие
В центре внимания
  • АНО «Интеллектуальный клуб» запускает новое ответвление проекта «Популярная наука в Сургуте» – собственную Школу лекторов, которая даст молодым ученым и студентам первую теорию и практику популяризации науки.

  • В поселке Приобье Октябрьского района живет около 7 тысяч человек. Однако несмотря на малочисленность населения, жизнь здесь кипит. Большинство праздников, акций, спортивных состязаний не проходит без участия волонтеров. О том, как живут добровольцы в маленьких поселках Югры, рассказал 11-классник местной школы Павел Заболотский.

Создаем сайты НКО

Подать заявку

  • 02.12.2018 02.12.2018
    Третий день III Международного гуманитарного форума «Гражданские инициативы регионов 60-й параллели»
Вход
Восстановить пароль
Восстановление пароля
Пользователь не зарегистрирован в базе
Новый пароль выслан на электронную почту
Регистрация
Обратная связь
Вы успешно подписались на новости!