Звук шаманского бубна

  • Номинация: Хранители традиций
  • Автор: Пырирко Василий Григорьевич

О ненецком шамане Деде Окотэтто

Шаман владеет даром предвидения. Он может то, что недоступно обыкновенному человеку. При проведении обряда шаман входит в транс. Общается с богами, святыми духами и душами. Ненцы сохранили свой древний дар через тысячелетия. Они донесли его к двадцать первому веку.

Лучше всего шаманизм сохранился на Крайнем Севере. На Ямале шаманы самые сильные потому, что ненцы пришли на север раньше других народов. Они соседствовали только с древним народом «сихиртя» – людьми маленького роста. Занимались исключительно кузнечным делом. Тогда два народа любые вопросы решали под звучанием бубна.

Первую очередь во время камлания общаются с местными духами. Дед Окотэтто один из самых сильных шаманов в современности, но про свою деятельность, собственный дар предпочитает молчать. Только им проверенные, доверенные жители Ямала могут с ним пообщаться на сакральную тему.

Шаман может вылечить больного, достойного на исцеление, если позволят более сильные боги, высший разум, взвесив хорошие и плохие дела больного на совещании святых в пространственном уровне.

Во время камлания шаман нагревает бубен над открытым огнём. Так бубен будет лучше звучать. Передает духам звуки, просящие о том, чтобы услышали его хозяина. Во время контакта с духами в чуме присутствуют оленеводы, рыбаки. Между промежутками сеансов, любой может, спросить интересующий его вопрос.

Шаманом нужно родиться. Уже с младенчества предрекают малыша к дару предвидения. А деды поправляют его во всех делах. Учат их прислушиваться к природе, руководствоваться обычаями предков, почитать родительский авторитет. Детям природы, суровой белой пустыни разрешено всё. Старшие запрещают подходить к реке, озеру. Нельзя кидать камни в воду, а то можно попасть в глаз хозяину воды «Ид Ерв». Он может разозлиться, и опрокинет лодку во время рыбалки. Огнём баловаться плохо, дух огня «Ту Хада» может наказать. Землю запрещено копать. Она живая, «Я Миня Хада» – мать земля, ей больно.

Тундровой ребёнок выходит на охоту с отцом или дедом. Наблюдая за старшими, он учится жить как шаман – оленевод. В стойбище любой дошкольник умеет стрелять из лука, пользоваться ножом, гарпуном, веслом, арканом. Даже в сказках, «ярабцах» – легендах рассказывающих на ночь содержаться добрые уроки. Уже взрослой жизни, трудную минуту он, несомненно, поступит так, как поступил главный герой из дедушкиных сказок. Поступит как «ненэй ненэць» – настоящий человек!

С малых лет их сама природа прививает к холоду, пурге, дождю, ветру. Они умеют, что делать в нужный момент. Родители незаметно закладывают в своего ребёнка силу, упорство, ловкость, справедливость. Качества настоящего шамана, оленевода, рыбака, охотника. Уже подростку вместе с отцом предстоит тянуть канат в битве с тюленем. Каждый день будет состязаться с оленями на ловкость и силу. На службе в армии он будет самым выносливым, находчивым, сильным бойцом.

Жители Крайнего Севера никогда не забывают о своих богах и обычаях. Представители коренной интеллигенции вблизи c почитаемым святым местом поставили чумы. Сегодня предстоит встреча с настоящим шаманом.

На таинственный ритуал приехали представители семи земель. Главы общественных организаций, депутаты, чиновники, оленеводы, рыбаки. Всех объединил древний обычай, где нет между людьми разницы их деятельности, нет социального статуса. Все равны перед богами.

Почитаемые жители округа обратились к великому потомственному шаману – деду Окотэтто. Собрались почтить память далёких потомков, уважить великих богов кочевников Севера, ради процветания людей. Спросить, как уберечь оленей от болезни, сибирской язвы. Узнать секрет удачливого рыбака, охотника. Заглянуть в будущее. Увидеть, как выжить в современных условиях? Как преодолеть преграды препятствующие созданию законов об оленеводстве, закон, определяющий статус территорий традиционного природопользования для коренных малочисленных народов Севера. Как законно помочь оленеводам – частникам. Как не загнать рыбака в браконьеры, охотника в нарушителя законов, которые своей деятельностью кормят свои семьи. Что предпринять для разрешения бесконечных, многолетних неразрешённых проблем коренных.

Один из представителей рода «Белооленных» привез семь самых упитанных быков. Их не запрягали в нарты, уши нетронуты. Знак того, что они никогда не ловились. Обязательное правило священного ритуала. Рыбак принёс редкую рыбину на поклон к святым. Священным дымом осветили присутствующих.

С первыми лучами солнца в честь Нума принесли жертву. По древнему святому уставу шамана обратились к богам.

К вечеру «посланник богов» – шаман присел в чуме. Изучая свой бубен, дал понять присутствующим, что, пора обратиться к высшему разуму. Неторопливый звон, мелодия бубна уходила далеко в душу. Приятным горловым пением шаман начал прояснять происходящее. Он попросил сокола. Священная птица тундры всегда вьёт гнезда на возвышенности. Ближе к небу, а значит Нуму. И он не питается падалью. С быстрыми крыльями догонит любую добычу, преодолеет большое расстояние.

Ханавэй согласился. Он знает, что люди иногда его просят о помощи. Никто лучше не выполнит свою миссию. Он поднялся высоко, преодолевая пространственное измерение. И очутился на самой северной точке Ямала, где заканчивается земля. Дальше только льдины «Итя Aабтеня» – Северный ледовитый океан. Льдины похожие на огромные корабли, или небоскребы мегаполиса.

Правитель Ямала – «Сэр Ирико» остановил свою упряжку из трёх белых медведей, чтобы услышать людей. Вестник людей спросил его:

– Твои дети – люди хотят тебя услышать. Приедешь к святому огню? Они приготовили тебе «хан» – жертвоприношение.

Сокол и бог Ямала по приглашению очутились в чуме. Передавая слова «Ханавэю», а тот шаману. Шаман рассказывает людям:

– Людям Севера не надо забывать свои обычаи. По нашим правилам приносить жертву богам. От их внимания мы становимся только сильнее. Помогаем им, защищая их от бед. Забытые боги умирают. Время и ветер уносят их в небытие. И они никогда больше не возрождаются. У духовных людей сильные боги. А от них и они сильнее.

Если невозможно приехать на святое место, то можно сделать обряд возле священной нарты. Это лучше чем ничего. В будущем ожидается хорошее время для северян. Смута исчезнет навсегда. Не забывайте своих богов, в этом ваша сила.

Так же обратились «Пэ мал Хада» – хозяйке уральских гор, матери всех святых. Она ответила:

– Я бы с удовольствием всех навестила, только у меня болят ноги. Днём и ночью по моим ногам ездят железные машины. На подоле расположились рабочие посёлки газовиков. От них нет покоя. Ради процветания кочевого народа, мне надо перекаслать на тихое место. Я всегда присматриваю за вами. Теплых вам зим, хороших пастбищ. Берегите друг друга.

В третий раз обратились «Поaгармеdэ хада» – наставнице оленеводов. Она ответила:

– Меня забывают. Из-за этого моя одежда давно износилась. В дань можно приносить белого олененка. Не забывайте про святую нарту и о хранительницах чума, жилища. Тогда у каждого оленевода стадо возрастет. Люди будут здоровы. Дети будут рождаться.

Спросили хозяина воды, «Ид Ерв»:

– Почему так много забираешь своих детей из жизни?

– В честь меня перестали приносить жертву. С приходом весны на берегу можно сварить уху или водоплавающую птицу. Всё сделать по обряду. Относиться к живой природе естественно. С возрождением обычаев всё будет хорошо.

«Мынико» – смысл остановился у хозяина подземного царства «Aа Вэсако». Он остановил свой транспорт возле чума. Привязал трёх передовых мамонтов к костяной нарте. Позади, переполненный грузом аргиш уходил за горизонт. Нарты так нагружены, что некоторый груз сваливается на землю. Он волшебным черным арканом, сплетённым из душ мёртвых ловит падающих. И одним взглядом привязывает огненной веревкой груз. Его спросили:

– Почему так много у тебя груза?

– Это моя свежая добыча. Молодые люди спиваются от огненной воды. Забывают даже свои семьи. Ремесло забывают. Не помнят свои обычаи. Не ценят жизнь. Поэтому забираю всех желающих пачками.

Для предотвращения беды во время месяца большой темноты можно натопить священный огонь. Сварить мясо или дичь. Должно немного отстояться. Так как мне нужен дух, запах еды. Лучше стоит помнить обычаи. И не гневить богов. Надо вспоминать, чтить далеких предков. Потому что уже «ушедшие» благодаря чистым поступкам, молитвам живых родственников становятся сильными духами. А позже, по возрастанию, богами. Для живых ангелами хранителями.

Присутствующие на ритуале спросили у хозяйки Земли, «Я миня Хада»:

– Откуда на земле появилась сибирская язва? Отчего погибло много животных?

– Тут нет никакой болезни! Так называемая «болезнь» появилась из неоткуда. От тех, кто преследует корыстные цели. Если бы я разбудила страшные болезни, то после ничего живого не осталось. Храню их за семью слоями, замками земли. Для процветания людей им надо бережней относиться к Земле. Не стоит загрязнять планету, потому что у нас другой нет.

Так шаман переговорил с семью детьми Великого Нума. Где каждый отвечает за своё дело. Во время ритуала узнали, что один такой сеанс забирает очень много сил и года жизни у шамана. И что каждый человек умеет устанавливать связь с другим миром. Просто надо развивать способности. К примеру, человеку обращаются по имени, а он не реагирует. Потом он утверждает, что он задумался. Вот это природные инстинкты автоматически отправляют человека в путешествие в невидимые миры. Шаман говорит, что это иногда полезно для мозга человека. Наука очень мало знает. Когда изучим это проявление до определенного этапа, тогда и произойдет связь человека с иными.

В. Пырирко


Распечатать текст
Информация о конкурсе

Конкурс "Мыслящие люди" проводится среди редакций СМИ на языках обско-угорских народов, действующих на территории автономного округа, зарегистрированных в установленном порядке СМИ, а также их штатных сотрудников и внештатных авторов и корреспондентов.

Положение о конкурсе (PDF)

Актуально
Ближайшее событие
В центре внимания
  • АНО «Интеллектуальный клуб» запускает новое ответвление проекта «Популярная наука в Сургуте» – собственную Школу лекторов, которая даст молодым ученым и студентам первую теорию и практику популяризации науки.

  • В поселке Приобье Октябрьского района живет около 7 тысяч человек. Однако несмотря на малочисленность населения, жизнь здесь кипит. Большинство праздников, акций, спортивных состязаний не проходит без участия волонтеров. О том, как живут добровольцы в маленьких поселках Югры, рассказал 11-классник местной школы Павел Заболотский.

Создаем сайты НКО

Подать заявку

Вход
Восстановить пароль
Восстановление пароля
Пользователь не зарегистрирован в базе
Новый пароль выслан на электронную почту
Регистрация
Обратная связь
Вы успешно подписались на новости!